История Эль Тура.

7 декабря 2005
«Эль-Тур (Al-Tur, At-Tur) или Райту (Raithu), как он назывался в древности, — город с богатой историей, благодаря своему значению не только как территориально-административный центр Египта в южной части Синайского полуострова, но и как культовое место в христианском и мусульманском мире.

Есть, как говорится, мнение, что этот город даже упоминается в Библии под именем Елим: по пути из египетского плена в Канаан, землю обетованную, евреи, под предводительством Моисея, пересекли расступившиеся перед ними воды Красно го моря и остановились в городе Елим. „И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.“ (Исход, 15:27). А было это, как утверждают богословы, в XIII веке до н.э.

Это из мира преданий. А вот уже исторически доказанные факты из более близких нам времен. Представьте, что этот, на вид такой спокойный и достаточно провинциальный с точки зрения современного туризма, город уже во времена Римско-византийской империи – существовала с 330 (другая версия — 395 г.) по 1453 гг. — исполнял административные функции и являлся активным морским портом. И, наверняка, воды бухты Моисея, над которыми сегодня проносятся на парусных досках ничего не подозревающие „дачники“, могли бы многое поведать о некогда былой активности торговых и военных судов, приходивших сюда из разных стран. Фактически Эль-Тур оставался таким до 1869 года, когда был построен Суэцкий канал. Затем деловая активность переместилась на север, ближе к столице.

Толчком к современному развитию города стало открытие в 1970 году залежей нефти в прибрежном шельфе Красного моря, превратившее Эль-Тур в центр местной нефтедобычи. Практически напротив бухты в море видны нефтяные вышки.

По переписи населения 1986 года в Эль-Туре проживало 4499 человек.

Коренным населением этих мест являются кочевники (бедуины) племени Твара (Twara Bedouin), исповедующие ислам. Для бедуинов Эль-Тур – это место встречи и отдыха после многомесячных путешествий. В его окрестностях они выращивают финики, овощи, ячмень, разводят верблюдов, ослов, овец и коз. Часть бедуинов, осев здесь навсегда, занимается вместе с христианами рыболовством.

Христианское население Эль-Тура играет не меньшую роль в деловой и культурной жизни города. В городе действует христианский монастырь, церковь и гестхаус (guest-house), управляемые монахами ордена Св.Екатерины Греческой православной церкви. Монастырь расположен на противоположном от Дачи берегу бухты, прямо за мечетью. В настоящее время он восстанавливается на пожертвования греческой и русской правосл авных церквей, а также паломников-христиан. Вход в монастырь бесплатный (фунтик-два сторожам, но не полицейским у ворот, — не в счет). Внутри церкви на территории монастыря можно увидеть богатый православный иконостас. Большое количество православных икон, полотнищ (хоругвей) с изображением Иисуса Христа, Богородицы и святых развешано по стенам церкви вплоть до потолка. При входе внутрь, слева, выставлена достаточно большая икона Богоматери, целующей руку сидящего у нее на коленях Христа. Говорят, что подобный сюжет малоизвестен в России.

Перед входом в церковь, слева, есть небольшая комната, у противоположной входу стены которой стоит стеклянный саркофаг. В нем лежит в полный рост и монашеской одежд е мумия человека. По словам служителей монастыря – это святые мощи православного монаха из России известного под именем Св.Георгия (Saint George). Мощи были найдены в окрестностях Эль-Тура. Время их обнаружения разнится от пятидесяти до двухсот лет назад. Да и само определение „святой“ не совсем правомерно, так как вопрос о канонизации монаха ждет якобы своего решения. К сожалению, других, более точных сведений найти не удалось. Зато будет, чем заняться „дачникам“, заинтересовавшимся этим вопросом.

Достаточно часто монастырь посещают паломники из России. Ознакомившись с монастырем и помолившись, они идут к заливу Моисея и совершают омовения в его водах, прямо напротив Дачи. Иногда паломники заходят попить чай к гостеприимным хозяевам серфстанции — Максу и Маше Колпаковым.

Мусульмане и христиане живут в мире и согласии: бедуины помогают охранять христианские монастыри, а христиане предоставляют им кров.

Еще одной достопримечательностью города является находящийся недалеко серный источник, вода из которого используется для здесь же расположенной и уже хорошо известной „дачникам“ купальни.

Райту, благодаря своему удобному территориальному расположению, хорошему водоснабжению и отличной гавани, играл важную роль для правителей Египта – фараонов: через город проходил путь к залежам полезных ископаемых Синайского полуострова, включая и такой ценный минерал, как бирюза. Для ее добычи тысячи рабов доставлялись по морю из континентального Египта.

Название камня происходит от персидского слова „фируза“, означающего „одерживающий победу“, „победоносный“.

На Синайском полуострове бирюза добывалась с IV тысячелетия до н.э. Начало поклонения бирюзе уходит в очень далекую историю Древнего Египта. Еще за несколько тысячелетий до н.э. изображения жука-скарабея, вырезанного из голубого камня, служили не просто украшением, а предметом культа, амулетом.

И опять немного истории. В конце IV века Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 554 г. византийский император Юстиниан I (правил в 527-565 гг.), получивший мировую известность благодаря своей законодательной деятельности, разделил Египет на четыре провинции, поставив во главе каждой губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. (В 523 г. император женился по любви на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Фактически император успешно разделил с ней не только ложе, но и государственную власть.)

Возможно, Райту и стал тогда административным центром одной из египетских провинций? По приказу Юстиниана I в городе был воздвигнут монастырь, исполнявший функции форпоста. Его руины и сейчас можно видеть по дороге из Дачи в город справа за забором из металлической сетки с надписью “японского археологического общества”. К сожалению, свободный доступ на место раскопок закрыт.

В III веке, когда христианская церковь подвергалась гонениям на территор ии современного Ближнего Востока, многие христиане Синая нашли себе убежище в окрестностях Райту. С началом распространения ислама в VII веке город служил морским портом для судов, отправлявшихся с паломниками на борту в святые места Саудовской Аравии. Интересно, что по возвращению в город они подвергались медицинскому освидетельствованию на предмет заразных болезней. Благодаря этому Райту стал выполнять карантинные функции, которые просуществовали до начала 20-го века!

Во времена крестовых походов (1096-1270 гг.) паломники-мусульмане перестали использовать Райту в качестве пункта въезда-выезда на Синае. Постепенно город утратил свое былое значение и превратился в изолированный провинциальный поселок. По каким-то причинам сменилось и его название — он стал Эль-Туром. Так называется одна из близлежащих гор — Габаль-аль-Тур (Gabal al Tur), что значит гора, похожая на быка (буйвола).

В завершение еще один факт в истории города. Из-за своего удаления от центра страны Эль-Тур служил некоторое время в качестве места содержания важных преступников.

Вот, вкратце, те небольшие, разрозненные по словарям, книгам, статьям и интернету сведения об Эль-Туре. Городе, неотъемлемой частью новейшей истории которого стали виндсерфинг и кайтсерфинг J. И, может быть, история Эль-Тура привлечет к себе еще большее число любителей этих прекрасных видов спорта, по духовному восприятию сродни религии, и превратит их в постоянных паломников Дачи.


С уважением и до встречи в новом году,


Владимир (Тарифа).

Декабрь, 2005 г.»